ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ: ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ ЖИЛОВ

 

Дмитрий Жилов в живописном классе Н.И. Фешина, Казанская художественная школа, 1913-1916 годы
Дмитрий Жилов в живописном
классе Н.И. Фешина, Казанская
художественная школа,
1913-1916 годы

В адрес нашего сайта обратилась Марина Дмитриевна Бернацкая,  дочь  русского художника и скульптора Д. С. Жилова,  выпускника Казанской художественной школы 1916 года,  ученика Н.И. Фешина по классу живописи.

Судьба талантливого художника и скульптора складывалась непросто, однако же,  он никогда не переставал творить: рисовать, лепить и писать; на сегодняшний день его дочь и наследница владеет коллекцией живописных и графических работ художника, представителя знаменитой «Фешинской школы», которую весьма интересно было бы представить самому широкому кругу современного зрителя.  Впрочем, зритель этот должен быть (вне всякого сомнения) образован и развит, должен интересоваться историей отечественного изобразительного искусства и понимать ценность настоящего высокого профессионализма.

Мы рады содействовать Марине Дмитриевне  Бернацкой в  деле сохранения памяти её отца, замечательного русского художника и скульптора Дмитрия Степановича Жилова.

Художник Маргарита Сюрина

Жилов Дмитрий Степанович
1891-1959

Жилов  Дмитрий Степанович родился 21 октября 1891 года в крестьянской семье села Базарный Карбулак  Нижневолжской губернии, где окончил начальную двухлетнюю школу. С 1910 по 1911 гг. учился в Вольской учительской семинарии. Осенью 1911 года он поступил в Казанскую художественную школу, где проявил себя как способный ученик. В школе Дмитрий Жилов  обучался живописи у Н.И. Фешина, а в скульптурном классе – у В.С. Богатырёва.

Дмитрий Жилов с другом в студии живописи
Дмитрий Жилов с другом в студии живописи
Ученический билет Дмитрия Жилова
Ученический билет Дмитрия Жилова
Дмитрий Жилов с друзьями, 1913-1916 годы, казанский период
Дмитрий Жилов с друзьями, 1913-1916 годы, казанский период

Учась в школе первые два года, он получал стипендию от земства, а последние два года учёбы зарабатывал тем, что преподавал рисование в училище для глухонемых, давал частные уроки, писал вывески и декорации для театра. Вот отрывок из его письма, написанного в сентябре 1914 года: «…Пишу декорации с Беньковым в городском театре…  работаем вчетвером: «очков  даём» вовсю – пресса превозносит наши декорации». А вот из письма 1915 года: «…Бросил всё на свете и стал работать, «дал очков» по краскам.  Две работы только сделал после святок… и за обе получил первые категории… за портрет – первую. Теперь по краскам и по рисунку работаю портрет, чем бесконечно доволен… Я перед Пасхой выставлял работы за все классы, кроме натурного  (по скульптуре), за все получил первые. За конкурсный эскиз по скульптуре на тему «Вторая Отечественная война» (имеется в виду Первая Мировая война, вторая после Отечественной войны 1812 года) – получил первую премию (25 рублей). Вообще работал много и успешно и по живописи – имел первыя и по рисунку первыя. Сейчас работаю потихоньку – портреты пишу».

В живописном классе Н.И. Фешина
В живописном классе Н.И. Фешина

Его первые творческие работы – два скульптурных портрета художников Сташиса и Попова экспонировались в 1916 году на художественной выставке передвижников в Казани. В 1916 году Дмитрий Жилов окончил Казанскую художественную школу по двум отделениям: скульптуре и живописи, оба - по первому разряду, получив отличные оценки по всем художественным предметам.

Дмитрий Жилов и скульптурный портрет Попова, 1913-1916 годы, Казань
Дмитрий Жилов и скульптурный портрет Попова,
1913-1916 годы, Казань
Автопортрет, 1916 год, холст, масло, 24х17
Автопортрет,
1916 год, холст, масло, 24х17
Портрет старой женщины, 1916 год, бумага, карандаш, 73х45
Портрет старой женщины,
1916 год, бумага, карандаш, 73х45

По окончании школы был призван в действующую армию, откуда в декабре 1916 года был направлен в школу прапорщиков в Киев. После демобилизации из армии в 1918 году Дмитрий Степанович преподавал в школе 2-й ступени и был заведующим подотделом искусств Базарно-Карбулакского отделения союза Работников просвещения. В 1923 году правлением Саратовского культотдела профсоюза Работников просвещения он командируется в Московские Высшие художественные мастерские для продолжения образования. К тому времени у Дмитрия Степановича уже была семья, дети, и, беря во внимания положение в стране - разруху, голод, тем более в Поволжье, он был вынужден оставить занятия искусством. В 1923 году он поступает на агрономический факультет Саратовского сельскохозяйственного института, который заканчивает в 1927 году. Работает агрономом, преподаёт в техникуме. Осенью 1931 года его командируют в аспирантуру в Москву. В 1931-1933 годах  – он аспирант Всесоюзного института животноводства, защищает диссертацию и получает степень кандидата биологических наук. В мае 1933 года Д.С. Жилов был зачислен старшим научным сотрудником института, где проработал до 1938 года.

Все эти годы, занимаясь наукой, Дмитрий Степанович также не переставал заниматься и искусством: каждую свободную минуту брался за карандаш или кисть, делал наброски, писал портреты; он постоянно интересовался художественной жизнью, достижениями в разных областях искусства, поддерживал дружеские связи с товарищами-художниками, такими как Г. Козлов, А. Григорьев, Н. Христенко.  В 1938 году, когда открылась Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, Дмитрий Степанович переходит работать скульптором в Архитектурно-художественные мастерские при Управлении оформления ВСХВ. Им был выполнен ряд творческих работ, которые экспонировались в 1939-41 годах на ВСХВ.  Все эти работы принимались с отличной оценкой Художественного Совета выставки. Начавшаяся война прервала творческие планы художника.

Набросок (Автопортрет) 1943 год, бумага, угольный карандаш, цветной карандаш, 28х20
Набросок (Автопортрет) 1943 год, бумага, угольный карандаш, цветной карандаш, 28х20
Женская головка, 1940 год, белый мрамор, 12х11х8 (вид прямо)
Женская головка,
1940 год, белый мрамор, 12х11х8
(вид прямо)
Автопортрет в безрукавке, 1945 год, холст на фанере, масло, 50х40
Автопортрет в безрукавке, 1945 год, холст на фанере, масло, 50х40

Во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах Дмитрий Степанович был направлен Наркомом земледелия СССР на работу в прифронтовой полосе в  качестве уполномоченного по эвакуации скота Крыма и Северного Кавказа. Участвовал в боевых действиях, был награждён медалями: «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны».

С конца 1944 года он снова работает скульптором на ВСХВ. В 1948 году Д.С. Жилов по рекомендации скульпторов С. Меркурова и В. Мухиной и директора ВСХВ академика Н. Цицина  был принят членом МОСХ. В пятидесятые годы прошлого века Дмитрий Степанович Жилов работал на ВСХВ со скульптором Александром Павловичем Кибальниковым, только что переехавшим в Москву из Саратова, был дружен с семьей Кибальниковых в этот период.

В 1954 году на ВСХВ был открыт памятник И.В.  Мичурину, созданный Дмитрием Степановичем Жиловым. Этот памятник стоит на ВДНХ и в настоящее время. В 1957 году автопортрет Д.С. Жилова, выполненный в дереве, экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в Манеже.

Автопортрет, начало 1950-х годов, фанера, акварель, 44х30,5
Автопортрет,
начало 1950-х годов, фанера, акварель, 44х30,5
Портрет дочери, 1949 год, бумага, угольный карандаш, 28х20
Портрет дочери,
1949 год, бумага, угольный карандаш, 28х20
Портрет жены в коричневом халате, 1957 год, холст, масло, 45х35,5
Портрет жены в коричневом халате,
1957 год, холст, масло, 45х35,5

Последней работой, над которой трудился Дмитрий Степанович, был эскиз памятника «Покорителям Севера» для Коми АССР. Он был утверждён и принят Художественным Советом для выполнения, но внезапная смерть, наступившая 7 января 1959 года, не дала завершить этот творческий замысел скульптора.

К сожалению, многие его скульптурные работы не сохранились, а живописные были утеряны. И всё-таки, несмотря на трудные жизненные обстоятельства, те работы, которые удалось сберечь и собрать, дают представление о Дмитрии Степановиче Жилове, как о талантливом и интересном художнике Фешинской школы.

Марина Дмитриевна Бернацкая, дочь художника

 

is)
Дмитрий Жилов. 1910-е годы
Дмитрий Степанович Жилов за работой. 1950-е годы
Дмитрий Степанович Жилов за работой.
1950-е годы

ФОТОГРАФИИ И ТЕКСТЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ  ПРЕДОСТАВИЛА  М.Д. БЕРНАЦКАЯ

 

См. также: