ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ ЖИЛОВ

Дмитрий Жилов. 1910-е годы
Дмитрий Жилов. 1910-е годы

От редакции
В адрес нашего сайта обратилась Марина Дмитриевна Бернацкая,  дочь  русского художника и скульптора Д. С. Жилова,  выпускника Казанской художественной школы 1916 года,  ученика Н.И. Фешина по классу живописи. В пятидесятых годах прошлого столетия Дмитрий Степанович Жилов  работал совместно с  А. П. Кибальниковым в художественных мастерских Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки,  всячески содействовал только что переехавшей в Москву  семье Кибальниковых, был дружен  с Александром Павловичем и с Александрой Григорьевной Кибальниковыми.


Письмо А.Г. Кибальниковой из Саратова в Москву Д.С. Жилову

Судьба талантливого художника и скульптора складывалась непросто, однако же,  он никогда не переставал творить: рисовать, лепить и писать; на сегодняшний день его дочь и наследница владеет коллекцией живописных и графических работ художника, представителя знаменитой «Фешинской школы», которую весьма интересно было бы представить самому широкому кругу современного зрителя.  Впрочем, зритель этот должен быть (вне всякого сомнения) образован и развит, должен интересоваться историей отечественного изобразительного искусства и понимать ценность настоящего высокого профессионализма.

Мы рады содействовать Марине Дмитриевне  Бернацкой в  деле сохранения памяти её отца, замечательного русского художника и скульптора Дмитрия Степановича Жилова.

Художник Маргарита Сюрина,  редактор сайта «СКУЛЬПТОР АЛЕКСАНДР КИБАЛЬНИКОВ»


Фотография макета памятника В.В. Маяковскому, подаренная А.П. Кибальниковым Д.С. Жилову

Оборотная сторона фотографии макета памятника В.В. Маяковскому с дарственной подписью А.П. Кибальникова

Памятник И.В. Мичурину на ВДНХ. Автор Дмитрий Степанович Жилов

 

Жилов Дмитрий Степанович
1891-1959

Жилов  Дмитрий Степанович родился 21 октября 1891 года в крестьянской семье села Базарный Карбулак  Нижневолжской губернии, где окончил начальную двухлетнюю школу. С 1910 по 1911 гг. учился в Вольской учительской семинарии. Осенью 1911 года он поступил в Казанскую художественную школу, где проявил себя как способный ученик. В школе Дмитрий Жилов  обучался живописи у Н.И. Фешина, а в скульптурном классе – у В.С. Богатырёва.


Казанская художественная школа

В скульптурном классе

Учась в школе первые два года, он получал стипендию от земства, а последние два года учёбы зарабатывал тем, что преподавал рисование в училище для глухонемых, давал частные уроки, писал вывески и декорации для театра. Вот отрывок из его письма, написанного в сентябре 1914 года: «…Пишу декорации с Беньковым в городском театре…  работаем вчетвером: «очков  даём» вовсю – пресса превозносит наши декорации». А вот из письма 1915 года: «…Бросил всё на свете и стал работать, «дал очков» по краскам.  Две работы только сделал после святок… и за обе получил первые категории… за портрет – первую. Теперь по краскам и по рисунку работаю портрет, чем бесконечно доволен… Я перед Пасхой выставлял работы за все классы, кроме натурного  (по скульптуре), за все получил первые. За конкурсный эскиз по скульптуре на тему «Вторая Отечественная война» (имеется в виду Первая Мировая война, вторая после Отечественной войны 1812 года) – получил первую премию (25 рублей). Вообще работал много и успешно и по живописи – имел первыя и по рисунку первыя. Сейчас работаю потихоньку – портреты пишу».

Его первые творческие работы – два скульптурных портрета художников Сташиса и Попова экспонировались в 1916 году на художественной выставке передвижников в Казани. В 1916 году Дмитрий Жилов окончил Казанскую художественную школу по двум отделениям: скульптуре и живописи, оба - по первому разряду, получив отличные оценки по всем художественным предметам.


Дмитрий Жилов 1913-1916 годы, Казань

Скульптурный портрет авторства Д. Жилова (Портрет Сташиса), казанский период

Скульптурный портрет М. Першина, 1915 год, автор Д. Жилов, казанский период

По окончании школы был призван в действующую армию, откуда в декабре 1916 года был направлен в школу прапорщиков в Киев. После демобилизации из армии в 1918 году Дмитрий Степанович преподавал в школе 2-й ступени и был заведующим подотделом искусств Базарно-Карбулакского отделения союза Работников просвещения. В 1923 году правлением Саратовского культотдела профсоюза Работников просвещения он командируется в Московские Высшие художественные мастерские для продолжения образования. К тому времени у Дмитрия Степановича уже была семья, дети, и, беря во внимания положение в стране - разруху, голод, тем более в Поволжье, он был вынужден оставить занятия искусством. В 1923 году он поступает на агрономический факультет Саратовского сельскохозяйственного института, который заканчивает в 1927 году. Работает агрономом, преподаёт в техникуме. Осенью 1931 года его командируют в аспирантуру в Москву. В 1931-1933 годах  – он аспирант Всесоюзного института животноводства, защищает диссертацию и получает степень кандидата биологических наук. В мае 1933 года Д.С. Жилов был зачислен старшим научным сотрудником института, где проработал до 1938 года.

Все эти годы, занимаясь наукой, Дмитрий Степанович также не переставал заниматься и искусством: каждую свободную минуту брался за карандаш или кисть, делал наброски, писал портреты; он постоянно интересовался художественной жизнью, достижениями в разных областях искусства, поддерживал дружеские связи с товарищами-художниками, такими как Г. Козлов, А. Григорьев, Н. Христенко.  В 1938 году, когда открылась Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, Дмитрий Степанович переходит работать скульптором в Архитектурно-художественные мастерские при Управлении оформления ВСХВ. Им был выполнен ряд творческих работ, которые экспонировались в 1939-41 годах на ВСХВ.  Все эти работы принимались с отличной оценкой Художественного Совета выставки. Начавшаяся война прервала творческие планы художника.

Во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах Дмитрий Степанович был направлен Наркомом земледелия СССР на работу в прифронтовой полосе в  качестве уполномоченного по эвакуации скота Крыма и Северного Кавказа. Участвовал в боевых действиях, был награждён медалями: «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны».


Александр Кибальников и Дмитрий Жилов в мастерских ВСХВ

С конца 1944 года он снова работает скульптором на ВСХВ. В 1948 году Д.С. Жилов по рекомендации скульпторов С. Меркурова и В. Мухиной и директора ВСХВ академика Н. Цицина  был принят членом МОСХ. В пятидесятые годы прошлого века Дмитрий Степанович Жилов работал на ВСХВ со скульптором Александром Павловичем Кибальниковым, только что переехавшим в Москву из Саратова, был дружен с семьей Кибальниковых в этот период.

В 1954 году на ВСХВ был открыт памятник И.В.  Мичурину, созданный Дмитрием Степановичем Жиловым. Этот памятник стоит на ВДНХ и в настоящее время. В 1957 году автопортрет Д.С. Жилова, выполненный в дереве, экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в Манеже.


Д.С. Жилов за работой над макетом памятника И. В. Мичурину

Эскиз памятника Покорителям севера для Коми АССР

Автопортрет, середина 1950-х годов, дерево, 77х50

Последней работой, над которой трудился Дмитрий Степанович, был эскиз памятника «Покорителям Севера» для Коми АССР. Он был утверждён и принят Художественным Советом для выполнения, но внезапная смерть, наступившая 7 января 1959 года, не дала завершить этот творческий замысел скульптора.

К сожалению, многие его скульптурные работы не сохранились, а живописные были утеряны. И всё-таки, несмотря на трудные жизненные обстоятельства, те работы, которые удалось сберечь и собрать, дают представление о Дмитрии Степановиче Жилове, как о талантливом и интересном художнике Фешинской школы.

Марина Дмитриевна Бернацкая, дочь художника


Дмитрий Степанович Жилов за работой. 1950-е годы

Марина Дмитриевна Бернацкая
Биографическая справка

Родилась в 1946 году в Москве.  Родители: отец – Жилов Дмитрий Степанович, скульптор, работал на ВСХВ, мать – Герасимова Анна Александровна окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, работала зоотехником на ВДНХ.

В 1973 году М.Д. Бернацкая окончила художественно-графический факультет МГЗПИ, где с отличием защитила диплом по истории искусств на тему: «Художественная и педагогическая деятельность Н.И. Фешина»; работала художником - оформителем сначала в Производственно-оформительском комбинате на ВДНХ, потом перешла в Комбинат декоративно-оформительского искусства. В 1997 году по состоянию здоровья получила инвалидность и вышла на пенсию.

Муж – Бернацкий Николай Алексеевич, в 1962 году окончил институт иностранных языков, был переводчиком, преподавателем, лингвистом, знал более 12 европейских языков. По благословению своего духовника в 1983 году перешел работать в церковь, работал алтарником в разных храмах Москвы. Умер скоропостижно в 1996 году.

Марина Дмитриевна и Николай Алексеевич Бернацкие вырастили и воспитали пятерых детей и двадцать одного внука.


Эскиз скульптурной композиции «Крестьяне», автор Дмитрий Жилов

ФОТОГРАФИИ И ТЕКСТЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ  ПРЕДОСТАВИЛА  М.Д. БЕРНАЦКАЯ

 

На официальном сайте художника Маргариты Сюриной: