23 августа 2012 г. , посещение Саратова - города юности Александра Павловича Кибальникова (часть 1)

Саратов - город юности, раннего периода творчества и всей творческой судьбы Александра Павловича Кибальникова.

Утро в Саратове выдалось просто чудесное -  солнечно, ветрено, по небу плывут облака, высоченные тополя шумят всеми своими листами…

В общем -  красота! 

Саратов, 23 августа 2012 г.

К тому же мы уже давно опаздывали на встречу в Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева и, как это почти всегда бывает в незнакомом городе, всякий раз сворачивали не туда, откровенно удаляясь от места назначенной встречи. Не выдержав нахлынувшего потока впечатлений, эмоций и солнечных лучей, нехватки времени и бесконечных поворотов, мы разругались совершенно и шли по разным сторонам улицы…

Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.

И тут спасительной зеленою волною накатило слева: «Вот, видишь – это парк «Липки», теперь понятно, куда идти!» Вдоль парковой ограды уверенно направившись вперед, через минуту я увидела чуть впереди Саратовский храм Иконы Божьей матери «Утоли моя печали» и, уже совершенно подготовленная, медленно стала поворачиваться к площади – вот и острокрышая Саратовская консерватория, так хорошо знакомая по черно-белым архивным фотографиям, а вот и он – живой, нахмуренный, с крепко сцепленными на груди руками…  Памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове.

Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г.

Ветер дунул с  той самой, нужной стороны – и кроны деревьев парка «Липки» затрепетали, и волосы русского писателя метнулись от порыва ветра, и полы его  сюртука колыхнулись…
И в это легкое, неуловимое мгновенье я вдруг почувствовала совершенную такую… тишину.

Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому

То же самое чувствовала я в далекой школьной своей жизни, когда из окон пятого этажа МСХШ выхватывала взглядом гранитную фигуру Третьякова напротив, перед галереей. «Все будет хорошо», - думала я тогда, всматриваясь издалека в лицо Павла Михайловича.

«Все будет в полном порядке», - подумала  я на Саратовской площади и пошла нарезать круги у  памятника, разглядывая его с особым  пристрастием.

Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому
Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Н.Г. Чернышевскому

Когда мы что-то очень сильно любим, всегда стараемся найти изъян.
Наверное затем, чтобы нам стало легче, ведь очень трудно находиться рядом с совершенством…

Изъянов в памятнике я не обнаружила: с любой точки  зрения совершенная круглая скульптура. Редкий памятник так выразителен и характерен даже со спины…

И вот что удивительно, я вдруг задумалась: а был ли Николай Гаврилович Чернышевский в своей жизни так красив духовно?

Ответ на этот вопрос еще предстояло найти, но теперь мы опаздывали на встречу.

Саратов, 23 августа 2012 г. Музей Радищева Саратов, 23 августа 2012 г Музей Радищева.
Саратов, 23 августа 2012 г. Музей Радищева
Саратов, 23 августа 2012 г. Бабушкин Взвоз Саратов, 23 августа 2012 г. Бабушкин Взвоз Саратов, 23 августа 2012 г. Бабушкин Взвоз
Саратов, 23 августа 2012 г. Музей Н.Г. Чернышевского

Наше посещение Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и путешествие по улице Бабушкин Взвоз к Волге, в поисках саратовского дома, где А.П. Кибальников жил и работал в 30-40х годах, как-то  само собой  завершилось  дорогой к Музею-усадьбе Н.Г. Чернышевского.

Директор муниципального учреждения культуры «Музей Н.Г. Чернышевского» Галина Платоновна Муренина была в своем рабочем кабинете, где мы и начали знакомство и  разговор о 100-летии Александра Павловича Кибальникова.

Саратов, 23 августа 2012 г. Музей Н.Г. Чернышевского

Именно здесь, в Музее-усадьбе писателя, во флигеле Эдемовых, где нынче представлена экспозиция работ замечательного саратовского художника В.О. Фомичева, близко знавшего и дружившего с Александром Павловичем Кибальниковым, была открыта 22  августа 2012 года выставка посвященная столетию великого скульптора.

Саратов, 23 августа 2012 г.

С любезного разрешения дирекции музея мы представляем вашему вниманию фотосъемку экспозиции.

Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.
Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.

Галина Платоновна лично провела нас по  музейным залам  Мемориального дома семьи Чернышевских и согласилась дать небольшое интервью. Мы беседовали на балконе дома Чернышевских, откуда прежде открывалась широкая, да и сегодня все еще заметная, панорама Волги…

Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г. Саратов, 23 августа 2012 г.

Мы сердечно благодарим директора музея Галину Платоновну Муренину, главного хранителя фондов музея Елену Манову и всех сотрудников Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского за начатое сотрудничество и активное содействие в подготовке выставки, посвященной столетию А.П. Кибальникова в Москве, в Музейно-выставочных залах Лицея Российской Академии Художеств.

Саратов, 23 августа 2012 г.

Галина Платоновна показала нам и дорогу к памятнику Константину Федину работы А.П. Кибальникова, став  в этот день не только проводником двух московских художников в Саратове, но творческой  судьбы Народного Художника страны. От первого созданного им городского памятника, принесшего широкую известность и народную славу – к последнему, самому позднему, открытому за один год  до смерти скульптора.

Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Константину Федину
Саратов, 23 августа 2012 г. Памятник Константину Федину Саратов, 23 августа 2012 г.

От образа русского  писателя-публициста 19 века, мыслителя-демократа, работавшего некогда в журнале «Современник» Николая Гавриловича Чернышевского – к образу русского писателя-гуманиста 20 века, участника литературного объединения «Серапионовы братья» Константину Федину.

Из 1953 года  в 1986  год. И между этими датами в творческой судьбе скульптора: памятник футуристу Владимиру Маяковскому в Москве(1958), памятник имажинисту Сергею Есенину в Рязани (1975), памятник русскому писателю 18 века, дворянину Александру Радищеву в Саратове (1974), задуманному  еще во время работы над образом Николая Чернышевского в 1946-48 году.

Саратов, 23 августа 2012 г.

И если мы сейчас отбросим названия  литературных группировок и борьбу идеологий, тогда увидим, как неразрывно связаны в России Художник и Поэт, как сливаются и питают друг друга Образ и Слово.
И берется Художник за кисть и резец, чтобы зримым сделать слово;
И Слово гремит и  поет, и нежно шепчет о Художнике.
Это в нашей традиции, в наших корнях, в наших генах и памяти.
И, наверное, Чернышевский на Саратовской площади – поэтизирован.
И нет ни  тени сомнения, что поэтизирован этот текст.
А как же иначе?
Если исчезнет из нашей жизни и культуры Поэзия…
что же тогда останется?..

КРАСОТА

Во всем и всюду разлита
Душа Господня – красота:

В утесе и в морской  пучине,
В лесной чащобе и в пустыне,

В плаву рыбачьем, в лете птицы,
Во всем, куда ни устремится

Взгляд наблюдательный, живой.
И нам лишь кажется порой,

Что нет бездушней и мертвей
Лежащих  на меже камней,

Что алых роз букет огромный
Красивее ромашки скромной.

Ваятель  камень прозревает,
Влюбленный на цветке гадает.

Геннадий Богословский

 

Маргарита Сюрина,
28 августа 2012

Фоторепортаж – Александр Копейко
Видеосъемка – Маргарита Сюрина